ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

ПОВЫСИТЬ ВЫЖИВАЕМОСТЬ ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА

20.06.2018

На рассмотрении Госдумы находится законопроект «О внесении изменения в статью 31 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Среди авторов проекта федерального закона – первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов.


Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания первой помощи и направлен на снижение смертности людей в случаях внезапной остановки сердца. Она возникает вследствие нарушения функционирования электрической системы сердца, которая неожиданно начинает работать нерегулярно, неритмично. При внезапной остановке сердца требуется немедленное проведение электрической дефибрилляции сердца. Соответствующие рекомендации в настоящее время дает, в том числе, Европейский совет по реанимации. Международный опыт применения автоматических наружных дефибрилляторов при внезапной остановке сердца и несколько крупных исследований показали прямую зависимость между временем от момента остановки сердца до времени проведения дефибрилляции и выживаемости людей. Каждая минута промедления снижает на 10 процентов шанс спасения такого человека : при дефибрилляции в первые три минуты с момента происшествия выживаемость составляет порядка 70 процентов, при дефибрилляции спустя 10 минут (среднее время прибытия бригады службы скорой медицинской помощи) – уже не более 10 процентов. Вместе с тем сейчас применение автоматических наружных дефибрилляторов в России разрешено исключительно определенным категориям медицинских работников.

При этом в настоящее время в соответствии с приказом Минздрава РФ размещение станций скорой медицинской помощи должно осуществляться с учетом 20-минутной транспортной доступности. В таких условиях отсутствие возможности применения автоматических наружных дефибрилляторов неограниченным кругом лиц (в отличие от большого числа развитых стран, в том числе партнеров России по ЕАЭС и СНГ) в практике сердечно-легочной реанимации фактически не оставляет надежды на выживание человека с внезапной остановкой сердца вне госпитальных учреждений. Повысить выживаемость при этих ситуациях можно только посредством размещения автоматических наружных дефибрилляторов в местах массового пребывания людей и допуска к их использованию неограниченного круга лиц. Это обеспечит возможность и максимальную оперативность дефибрилляции при возникновении соответствующих случаев. Учитывая принципы действия автоматических наружных дефибрилляторов, их использование является абсолютно безопасным и для пострадавшего, и для использующего лица. Современные автоматические наружные дефибрилляторы – это портативное устройство, которое автоматически диагностирует потенциально опасные для жизни нарушения ритма сердца, на основании объективных данных самостоятельно принимает решение о необходимости дефибрилляции и далее может купировать соответствующую жизнеугрожающую аритмию при помощи подачи электрического разряда необходимой мощности. Кроме того, лицо, применяющее аппарат, обеспечено полной информацией о порядке необходимых действий, а вся процедура его применения сопровождается голосовыми подсказками.

Фактически такое лицо является просто помощником, в функции которого входит лишь доставка и размещение автоматического наружного дефибриллятора соответствующим образом. Использование такого аппарата любым жителем разрешено уже, в частности, в 13 европейских странах и в подавляющем большинстве штатов США. Согласно сложившейся международной практике, автоматические наружные дефибрилляторы размещают в общественных местах с большим скоплением людей. В Российской Федерации требования к техническим параметрам аппарата уже установлены. В законопроекте указаны возможные места размещения автоматических наружных дефибрилляторов, правила их использования.

К таким местам могут относиться объекты транспорта ( аэропорты, железнодорожные вокзалы, станции метрополитена, автовокзалы), спортивные сооружения. Приобретение, установку и обслуживание дефибрилляторов, а вместе с ними и соответствующее внебюджетное финансирование предлагается возложить на руководителя или иное уполномоченное должностное лицо организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находится объект, где размещен дефибриллятор. За счет балансодержателя объекта разрабатывается и утверждается план расположения автоматического наружного дефибриллятора согласно установленным правилам, обеспечивается информация о том, где он хранится и беспрепятственное его получение. Авторы законопроекта считают также целесообразным разработать дополнительные обучающие программы для руководителей организаций и персонала в местах размещения автоматического наружного дефибриллятора.

Возврат к списку