ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

НОВАЦИИ ПРИ ОБРАБОТКЕ БОЛЬШИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ДАННЫХ

24.10.2018

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Среди авторов законопроекта – первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов.


Ежедневно в результате использования различных социальных сетей, сервисов, устройств и других информационных технологий пользователи оставляют о себе в сети «Интернет» огромный массив обезличенной информации, которую принято называть «большими пользовательскими данными». Данная информация в результате автоматизированной обработки позволяет определять отдельные пользовательские характеристики, которые в дальнейшем используются операторами больших пользовательских данных для собственных целей либо передаются ими другим заинтересованным лицам безвозмездно или за плату. При этом такие данные не являются персональными данными. Правовой вакуум в сфере регулирования больших пользовательских данных в Российской Федерации лишает физических лиц должной правовой защиты и поддержки.

При этом в послании Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и … одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных… В кратчайшие сроки нам необходимо создать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения» ... «технологий обработки больших данных. Причем такая нормативная база должна постоянно обновляться, строиться на гибком подходе к каждой сфере и технологии».

Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено в том числе обеспечить к 2024 году создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств; создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок; информационную безопасность на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства.

Законопроект направлен на повышение эффективности защиты информации, собираемой из различных источников, в том числе сети «Интернет», количество которых превышает тысячу сетевых адресов, о физических лицах, их поведении, не позволяющей без использования дополнительной информации и обработки определить конкретное физическое лицо.

Одним из первых шагов в этом направлении должно стать введение нового понятийного аппарата. Предлагается определить такие понятия, как «большие пользовательские данные», «оператор больших пользовательских данных», «обработка больших пользовательских данных». Федеральный закон будет дополнен статьями, в которых установлены особенности государственного регулирования обработки больших пользовательских данных. Среди них - требование об обязательном информировании пользователя об обработке больших пользовательских данных путем размещения на сайте оператора больших пользовательских данных в сети «Интернет» соответствующего информационного сообщения, а при отсутствии такого сайта иным доступным способом.

Законопроектом установлена обязанность оператора больших пользовательских данных до начала их обработки, когда предполагается на безвозмездной основе или за плату передача больших пользовательских данных третьим лицам или получение больших пользовательских данных у третьих лиц получать информированное согласие в электронной форме пользователя абонентского терминала об идентификации сетевого адреса. Требования к информационному сообщению и информированному согласию, а также их формы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Новации позволят выработать единообразные по форме и содержанию документы, способствующие обеспечению защиты прав пользователей при обработке больших пользовательских данных. Законопроектом предусмотрен случай, при котором оператор больших пользовательских данных до начала их обработки обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о своем намерении осуществлять такую обработку.

Для учета сведений об операторах больших пользовательских данных предусмотрено создание и функционирование федеральной государственной информационной системы «Реестр операторов больших пользовательских данных».

Для предотвращения нарушения конституционных прав человека и гражданина, в том числе на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, предлагается установить запрет на обработку больших пользовательских данных, направленную на идентификацию конкретного физического лица, за исключением случаев такой обработки по запросам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Возврат к списку