ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

17.12.2018

Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов вместе с группой депутатов Государственной Думы выступил с законодательной инициативой внести изменения в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части совершенствования регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.


Законопроект имеет целью обеспечить нормативной базой те практики и обычаи ведения посреднического бизнеса на российском финансовом рынке, которые в результате бурно развивающихся технологий оказались в нерегулируемой законом зоне. В основу законопроекта легли выводы из доклада «Совершенствование регулирования брокерской деятельности», опубликованного Банком России в октябре 2016 года. Суть регулирования при этом заключается в выявлении экономического (фактического) содержания деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг. Если по своей экономической сути деятельность брокера является посреднической, но формально не подпадает под существующие требования закона, такую деятельность предлагается рассматривать как брокерскую.

По тем же принципам защищаются и права инвесторов. Например, предлагается актуализировать статью 3 федерального закона «О рынке ценных бумаг». А именно, брокер должен совершать действия, направленные на исполнение поручений клиентов, в той последовательности, в которой были приняты указанные поручения. Закрепляется обязанность брокера принять все разумные меры, направленные на исполнение поручения, обеспечивая при этом приоритет интересов клиента перед собственными интересами.

Также устанавливается, что принятое на себя поручение брокер обязан исполнить на наиболее выгодных для клиента условиях в соответствии с указаниями клиента. Кроме того, законопроектом предлагается внести в указанную выше статью норму, устанавливающую обязанность брокера по предоставлению клиенту до оказания финансовых услуг информации, необходимой для принятия инвестиционного решения, в том числе о стоимости финансовых услуг и ее влиянии на общую доходность от операций. При этом, если брокер не исполнит указанную обязанность, он утратит право ссылаться на указание клиента о цене сделки как на основание для освобождения от ответственности за причиненные клиенту убытки (это, в том числе, связано с тем, что в отсутствие необходимой информации, либо основываясь на ложной информации, клиент может принять ошибочное инвестиционное решение и указать неверную, не актуальную цену при формировании поручения брокеру).

Действующим регулированием не предусмотрен такой способ исполнения поручений как «интернализация» - заключение сделок с финансовыми инструментами брокером от своего имени и за свой счет в интересах клиента с одновременным заключением зеркальных сделок с этим клиентом (брокерская деятельность предполагает совершение сделок всегда за счет клиента).

Законопроект позволит применять существующие и проектируемые механизмы защиты прав клиентов брокеров при исполнении любых поручений клиентов вне зависимости от способа их подачи. Кроме того, будут снижены и риски брокера за счет более четкого разделения сделок, совершенных брокером по поручению клиента в рамках «интернализации», от сделок, совершенных брокером в своих интересах. Для защиты интересов клиента брокера при совершении гражданско-правовых сделок с иностранной валютой и (или) товарами, в том числе, с драгоценными металлами, законопроект распространяет требования статьи 3 закона о рынке ценных бумаг на случаи, когда договором с брокером предусмотрено исполнение поручений клиента на совершение гражданско-правовых сделок с иностранной валютой и (или) товарами (в том числе, с драгоценными металлами). Вместе с тем, такие услуги не будут отнесены к брокерской деятельности. Законопроект предусматривает возможность учета драгоценных металлов на индивидуальных инвестиционных счетах.

Для снижения рисков клиентов брокеров законопроект модернизирует требования к маржинальным сделкам. Закрепляется право брокера требовать от клиента внесения имущества в обеспечение исполнения обязательств из сделок, совершенных в его интересах, и закрывать позиции клиента без поручения последнего в случае, если клиент не предоставит указанное обеспечение в необходимом объеме. Законопроект также призван усовершенствовать проблемы регулирования конфликта интересов.

Устанавливается, что профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан принимать все разумные меры для выявления и предотвращения последствий конфликта интересов, который может возникнуть у этого профессионального участника, членов его органов управления, работников, трансфер-агентов, отдельных его клиентов, контролирующих и подконтрольных лиц с интересами его клиентов.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг должен уведомить клиента об общем характере, источниках конфликта интересов до начала совершения юридических и (или) фактических действий в отношении имущества клиента. Также предусматривается право брокера отказаться от совершения соответствующих операций. Одновременно нормативным актом Банка России планируется установить случаи, при которых всегда присутствует конфликт интересов.

Законопроект оптимизирует условия для построения системы внутреннего контроля и предоставляет профессиональным участникам рынка ценных бумаг дополнительные инструменты сокращения сопутствующих расходов (в том числе, при совмещении лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и кредитной организации). Устанавливается, что системы внутреннего контроля и системы управления рисками должны соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг рисков. Наконец, исключается пункт 13 статьи 51.2 закона о рынке ценных бумаг, согласно которому права владельцев ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (за исключением квалифицированных инвесторов в силу закона) могут учитываться только депозитариями.

Указанный пункт противоречит требованиям статьи 8 закона о рынке ценных бумаг, которые, в свою очередь, позволяют на уровне подзаконных нормативных правовых актов определять случаи, когда ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, могут учитываться в реестре владельцев ценных бумаг, а не в депозитарии. Например, к таким случаям может быть отнесена ситуация, когда свою деятельность прекращает обслуживающий квалифицированного инвестора депозитарий. В итоге законопроект позволит сбалансировать механизмы защиты имущественных и экономических интересов инвесторов, одновременно обеспечивая устойчивое развитие брокерской деятельности в Российской Федерации.

Возврат к списку