ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

ВЕРНУТЬ В ОБОРОТ НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗЕМЛИ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ

12.04.2019

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект «О внесении изменений в статью 121 федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Среди его авторов – первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов.


В соответствии с Указом Президента Б.Н. Ельцина от .1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановления Правительства "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" от 1991 г., других указов, утвердивших положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, земля и всё имущество было передано в частную собственность трудовым коллективам и поделено на доли (паи). При этом предписывалось в течение трех месяцев ликвидировать колхозы и совхозы и на их базе создать фермерские хозяйства, акционерные общества, кооперативы. Колхозы и совхозы лишались права пользоваться, ранее закрепленными за ними на вечное пользование, сельскохозяйственными землями. Каждый работник совхозов, колхозник и гражданин, содействующий развитию хозяйства, в результате приватизации сельскохозяйственных земель получил в собственность земельную долю. Иностранные советники предложили Б.Н. Ельцину дать в собственность каждому крестьянину не земельный участок, а "Государственную расписку". «Свидетельство» о том, что крестьянин получает от государства бесплатно в собственность "Земельную долю", "Земельный пай".

Свидетельство могли получить члены колхозов и рабочие совхозов, включая пенсионеров, ранее работавших в этих хозяйствах, а также те, кто жил на селе и содействовал развитию хозяйства - сельские врачи, учителя, работники торговли и другие категории граждан. Персональное решение об их включении в списки на получение земельной доли принималось на общих собраниях колхозников и рабочих совхозов. Размер доли определялся простым делением площади земли (пашни и других сельскохозяйственных угодий), ранее закрепленной за колхозом и совхозом, на число граждан, включенных в списки на получение земельной доли.

Свидетельство на земельную долю получили более 12 миллионов граждан. Таким образом, из 112,7 миллиона гектаров обрабатываемой земли 82,7 процента от всей площади перешли в собственность граждан, и должны были разделены по земельным долям. Процесс юридического оформления прав на землю, к сожалению, далеко не завершен. Придуманная реформаторами форма проведения приватизации через наделения граждан земельными долями и сегодня создает значительные трудности для завершения реформы. Юридически оформлено и поставлено на кадастровый учет всего около 20 процентов сельскохозяйственных земель. Около 4 миллионов из 12 миллионов граждан, получивших земельные доли, юридически оформили свои права на земельную собственность.

Именно это является сегодня источником различного рода земельных махинаций, скупки и перепродажи земельных долей, в результате которых земельные ресурсы разбазариваются, а владельцев земельных долей лишают права реально получить в собственность землю. Земельный рынок приобрел криминальный характер, спекуляция земельными участками приносит в одночасье миллиардные прибыли различного рода авантюристам. Не случайно сегодня в России сотни граждан имеют в собственности 100 тысяч гектаров и более сельскохозяйственных земель. К сожалению, во многих случаях она не используется для производства продовольствия. Более того, в результате неразберихи всё это привело к тому, что более 30 миллионов гектаров ранее обрабатываемых земель заросли лесом, и тех земель, что разделены на паи, в натуре нет. Вместо того, чтобы принять решение начать работу по вовлечению в оборот невостребованных земельных долей, уже более 6 лет этот вопрос рассматривается, но не решается.

Действующими законами для принятия решения о формировании земельных угодий и постановки на учет земельных участков, образованных из невостребованных долей, сегодня можно сделать только по решению судебных органов. Подготовка документов для предоставления судебным органам законом прописана нечетко, требует больших финансовых ресурсов. В результате большая часть земельных ресурсов страны в оборот не включена.

Предлагаемый проект федерального закона уточняет порядок подготовки документов о признании земельных долей «невостребованными» и постановки таких земельных участков на кадастровый учет по решению общего собрания участников долевой собственности. Оно вправе принимать следующие решения: утверждать список граждан, не распорядившихся земельной долей; проводить межевание и формирование земельного участка или участков из невостребованных земельных долей ; ставить земельный участок на кадастровый учёт; безвозмездно передавать земельные участки органу местного самоуправления поселения или городского района. Согласно законопроекту, эти земли передаются в собственность муниципалитетам, на территории которых граждане проживают более 5 лет, которые получили свидетельство на земельную долю, но по различным причинам не использовали своё право на оформление земельной доли в земельный участок и не распорядились земельной долей.

Принятие данного закона позволит вернуть в оборот десятки миллионов земель сельскохозяйственного назначения.

Возврат к списку