ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРОКУРАТУРЫ

31.05.2019

Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов вместе с группой парламентариев выступил с законодательной инициативой внести изменения в статьи 401 и 435 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Проект федерального закона находится на рассмотрении Госдумы.


Законопроект направлен на конкретизацию установленных законодательством требований к уровню образования кандидатов на должности прокуроров, а также определяет особенности подготовки кадров для системы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации обладает особым конституционным статусом и наделена исключительными функциями по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет задачи по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Реализация указанных задач и функций возложена на прокуроров.

Осуществляя надзор за исполнением законов, уголовное преследование, участвуя в рассмотрении дел судами, прокурор должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области права, особенно в условиях интенсивно изменяющегося законодательства. Он должен правильно и эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, что предполагает наличие высокого уровня образования у прокуроров и кандидатов на должности прокуроров.

Действующей редакцией статьи 401 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве требования, предъявляемого к лицам, назначаемым на должности прокуроров, предусмотрено наличие высшего юридического образования без определения его уровня. Вместе с тем деятельность прокурора с учетом поставленных задач и функций отличается повышенной степенью ответственности перед обществом и гражданами. Кроме того, в Конституции Российской Федерации прокуратура и судебная власть объединены в одной главе, что предполагает общность требований к кандидатам на должности прокуроров и судей, для которых в статье 4 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» установлено требование о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция» или высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» В целях успешной реализации задач, стоящих перед органами прокуратуры, формирования высококвалифицированного кадрового потенциала законопроектом предлагается в пункте 1 статьи 401 федерального закона установить в качестве требования к лицам, претендующим на должности прокуроров, наличие высшего юридического образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам с присвоением квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» при наличии степени «бакалавра» юриспруденции. При этом во избежание неисполнения органами прокуратуры обязательств по трудоустройству граждан, получивших высшее юридическое образование уровня бакалавриата в рамках ранее заключенных договоров о целевом обучении, предлагается установить, что на указанных лиц не распространяются требования к уровню высшего образования, устанавливаемые законопроектом.

В связи с внесением изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в частности, определено, что особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы. Поэтому в статье 435 федерального закона предлагается закрепить полномочие Генерального прокурора Российской Федерации по определению особенностей заключения договора о целевом обучении.

Принятие законопроекта позволит обеспечить единые подходы к решению кадровых вопросов в системе государственной службы Российской Федерации и будет способствовать совершенствованию порядка поступления на службу в органы прокуратуры Российской Федерации, а также совершенствованию подготовки кадров для системы прокуратуры.

Возврат к списку