ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

НОВАЦИИ В АКТУАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

31.05.2019

В федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» необходимо внести изменения. С такой законодательной инициативой выступила группа депутатов Государственной Думы. Среди авторов проекта федерального закона - первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов.


Законопроект предусматривает расширение перечня оснований осуществления актуарной деятельности за счет предоставления права юридическим лицам, в штате которых состоит актуарий, заключать гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности. При этом законопроектом вводится положение, устанавливающее гражданско-правовую ответственность юридического лица за убытки, причиненные заказчику, которые явились результатом действий или бездействия, совершенных его работником - субъектом актуарной деятельности.

В целях проверки достоверности оценки рисков или обусловленных наличием рисков финансовых обязательств негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций предусматривается проведение ответственным актуарием проверки актуарного заключения по результатам обязательного актуарного оценивания деятельности указанных организаций. По результатам проверки актуарного заключения составляется отчет, подлежащий направлению в Банк России и опубликованию в установленном Банком России порядке. При этом законопроектом устанавливаются требования к ответственным актуариям, которые могут проводить проверку актуарного заключения.

Исключается возможность проведения проверки актуарных заключений, составленных по результатам обязательного актуарного оценивания, ответственными актуариями, у которых может быть заинтересованность в проведении в отношении финансовой организации заведомо недостоверной оценки. Например, данное ограничение устанавливается в отношении ответственных актуариев, состоящих в штате или являющихся аффилированными лицами оцениваемой организации. Введение вышеназванной проверки достоверности оценки актуарием рисков или обусловленных наличием рисков финансовых обязательств позволит повысить надежность результатов актуарного оценивания, что является обязательным условием для дальнейшего перехода к использованию результатов актуарного оценивания при расчете платежеспособности страховщика. Переход к формированию страховщиками страховых резервов на основании актуарных расчетов вместо их формирования на основании стандартных нормативно установленных требований соответствует общепринятой международной практике и позволит обеспечить формирование страховщиком резервов, максимально соответствующих его текущей платежеспособности.

Помимо этого, повышение надежности результатов актуарного оценивания позволит также повысить уровень доверия к информации о финансовом состоянии наиболее социально-значимых некредитных финансовых организаций со стороны потребителей финансовых услуг. В целях исключения возложения дополнительной административной нагрузки на большое количество финансовых организаций законопроектом предусмотрено проведение указанной проверки только в отношении наиболее социально-значимых страховых организаций, то есть, осуществляющих деятельность по добровольному страхованию жизни, обязательному страхованию, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Достоверность оценки рисков, финансовых обязательств данных организаций имеет важное значение как для надзора за их деятельностью, так и для принятия взвешенных решений потребителями финансовых услуг. Законопроектом также уточняется и дополняется перечень оснований для принятия Банком России решения об исключении сведений об ответственном актуарии из единого реестра ответственных актуариев, а также вводится ограничение сроком до пяти лет на повторное включение в единый реестр ответственных актуариев тех актуариев, которые были исключены из данного реестра по определенным основаниям.

Законопроект предусматривает изменение порядка разработки,
согласования и утверждения федеральных стандартов актуарной деятельности по аналогии с порядком разработки, согласования и утверждения базовых стандартов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в целях применения единых формулировок в отношении разных субъектов финансового рынка и исключения неопределенности в правоприменительной практике. В связи с этим законопроектом предлагается закрепить за саморегулируемыми организациями актуариев право разрабатывать проекты федеральных стандартов актуарной деятельности, которые после согласования их советом по актуарной деятельности будут при их соответствии всем установленным требованиям утверждаться уполномоченным органом.

Возврат к списку