ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

ПОВЫСИТЬ АКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

26.09.2019

В статью 103 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 5 федерального закона «О науке и научно- технической политике» необходимо внести изменения. С такой законодательной инициативой вместе с группой депутатов Госдумы выступил первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов.

Статьей 103 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность создания без согласия учредителя образовательными организациями высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями новых хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. При этом вхождение таких образовательных организаций в состав участников уже существующих хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, в том числе малых инновационных предприятий, путем внесения прав на результаты интеллектуальной деятельности в их уставный капитал законом не предусмотрено. Это существенно ограничивает инновационную, технико- внедренческую и иную работу по применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности.

Аналогичные законодательные положения о возможности создания новых хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, предусмотрены также в отношении бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений в статье 5 федерального закона «О науке и научно-технической политике».

Вхождение таких научных организаций в состав участников уже существующих хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, в том числе малых инновационных предприятий, путем внесения прав на результаты интеллектуальной деятельности в их уставный капитал законом также не предусмотрено.

Эффективная реализация инновационного, например, технического решения производственной проблемы, требует как можно более оперативного решения организационных вопросов. Вместе с тем создание нового хозяйственного общества или хозяйственного партнерства требует больше времени, чем вхождение в уставный капитал существующей организации. При этом, несмотря на отсутствие прямого запрета, незакрепление в тексте закона прямо предусмотренной правовой возможности на вхождение образовательных и научных организаций в уставные капиталы действующих хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, трактуется как отсутствие у образовательных и научных организаций такого права. По этой причине на практике складываются ситуации, когда успешно функционирующие хозяйственные общества, имеющие необходимые финансовые и иные материальные, а также интеллектуальные ресурсы, выражают заинтересованность в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности образовательных и научных организаций, а образовательные и научные организации не могут внести результаты интеллектуальной деятельности в уставный капитал данных обществ по причине отсутствия четко прописанной в законе возможности осуществления таких действий. При этом часть 4 статьи 103 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и абзац 4 статьи 5 федерального закона «О науке и научно-технической политике» предоставляет право образовательным организациям и научным учреждениям привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, что служит признанием ограниченности собственных ресурсов университетов и институтов как некоммерческих организаций для решения задач инновационного развития.

Проект федерального закона направлен на создание условий для более эффективного осуществления образовательными организациями и научными учреждениями деятельности в сфере развития инновационной инфраструктуры государства путем закрепления их права входить в уставный капитал хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, работающих, в том числе, в сфере малого инновационного предпринимательства, развития технопарков.

Возврат к списку