ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы, член фракции «Единая Россия»

ПОЛУЧИТЬ ГРАЖДАНСТВО РФ СТАНЕТ ПРОЩЕ ДЕТЯМ, ОДИН ИЗ РОДИТЕЛЕЙ КОТОРЫХ – ГРАЖДАНИН РОССИИ

21.03.2017

В Государственную Думу поступил законопроект «О внесении изменений в федеральный закон от 31 мая 2002 года №62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в отношении приема в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации». Один из авторов проекта федерального закона - первый заместитель председателя Комитета ГД по Регламенту и организации Государственной Думы Валерий Иванов.


Поправки создадут максимально упрощенный порядок получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей или усыновителей которого - гражданин Российской Федерации либо приобретает гражданство России. В настоящее время в случае конфликта в семьях требование федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» об обязательном согласии родителя- иностранца зачастую становится непреодолимым препятствием для оформления российского гражданства ребенку, проживающему за рубежом и являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

При этом отсутствие у ребенка российского гражданства приводит к невозможности защиты его интересов со стороны России (в том числе посредством оказания дипломатической и консульской поддержки), а также существенно затрудняет реализацию родителем- соотечественником хотя бы минимального объема родительских прав, гарантируемых законодательством Российской Федерации.

Ситуация усугубляется тем, что у ребенка, постоянно проживающего за рубежом, являющегося гражданином иностранного государства, один из родителей которого - гражданин России, подлинная устойчивая связь имеется прежде всего с государством постоянного проживания. Соответственно, родитель-иностранец оказывается в более выигрышном положении с точки зрения реализации своих родительских прав, поскольку в его распоряжении имеется весь комплекс правоприменительных механизмов, предусмотренных законодательством иностранного государства.

Такое неравенство в правовом положении родителя-иностранца и родителя - гражданина России противоречит статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющей за обоими родителями равные права и обязанности в отношении своих детей. Принцип равноправия родителей, как известно, распространяется не только на внутрисемейную сферу, но и на прочие области общественных отношений, в том числе касающиеся гражданства. Законопроект призван уравнять обоих родителей в правах. Он также устраняет неравенство в решении вопроса о гражданстве родных и усыновленных детей, устанавливая равные права усыновителей и родителей в вопросе приобретения гражданства детей. Принятие настоящего законопроекта снимет имеющееся в действующем законе неравенство в праве родителя-гражданина Российской Федерации на приобретение российского гражданства своему или усыновленному (удочеренному) ребенку, в зависимости от места проживания родителя и ребенка: на территории Российской Федерации или за рубежом.

Возможность принятия в российское гражданство ребенка посредством одностороннего волеизъявления родителя-соотечественника - гражданина России без согласия родителя-иностранца не противоречит существующим международно-правовым подходам к проблематике гражданства детей. Так, в статье 7 Конвенции ООН о правах ребенка предусмотрено обязательство государства - участника Конвенции предоставлять детям гражданство в соответствии с его законодательством. При этом требование о согласии обоих родителей на предоставление ребенку гражданства того или иного государства в Конвенции не содержится.

Вопрос об отмене требования о получении согласия родителя- иностранца настойчиво ставится организациями и частными лицами из числа соотечественников, проживающих за рубежом в многочисленных обращениях, поступающих в Государственную Думу.

При этом имеется целый ряд широко известных конфликтов, при урегулировании которых фактор наличия или отсутствия у ребенка российского гражданства сыграл первостепенную роль.

Таким образом, принятие предлагаемых поправок будет способствовать созданию дополнительного механизма защиты интересов российских граждан, проживающих за рубежом, а также подкрепило бы усилия Российской Федерации по налаживанию и развитию более тесных связей с зарубежными соотечественниками.

Возврат к списку