ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

ГОСОХРАНА ТЕРРИТОРИЙ МУЗЕЕВ- ЗАПОВЕДНИКОВ СТАНЕТ ЭФФЕКТИВНЕЙ

02.04.2018

В федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» планируется внести изменение. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении Госдумы. Один из авторов этого проекта федерального закона - первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов.


Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе раздел «Историко- культурные музеи- заповедники и музейные комплексы» утвержден указом Президента России в феврале 1995 года. Он был принят до вступления в силу федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 2002 года и опирался на правовые нормы, установленные в 1978 году законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введено понятие историко- культурного заповедника, признанного особой формой достопримечательного места, для управления которым не обязательно создание какого- либо учреждения или организации. Однако, согласно статье 57 данного закона, если в зданиях и сооружениях, расположенных на территории историко- культурного заповедника, находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, то содержание такого заповедника регулируется также федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Он был принят в 1996 году. То есть, в этих случаях управление историко- культурными заповедниками должно осуществляться музеями – заповедниками, деятельность которых и регулируется законодательством о Музейном фонде и музеях в Российской Федерации.

Включенные в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения историко- культурные музеи- заповедники и музейные комплексы по своей правовой природе отличны от предусмотренных законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко- культурных заповедников тем, что совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры. Двойственный правовой статус историко – культурных музеев- заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре объектов культурного наследия и их государственной охраны.

Законопроектом предложено дополнить федеральный закон новой статьей «Особенности государственной охраны историко – культурных музеев- заповедников и музейных комплексов, включенных в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального ( общероссийского) значения». Предлагается установить, что государственной охране подлежат расположенные в границах историко- культурных музеев- заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия – ансамбли и достопримечательные места. В редакции законопроекта также определяется, что на территории историко- культурных музеев- заповедников осуществляется деятельность, предусмотренная федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для музеев- заповедников.

Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации должны быть определены порядок и особенности внесения сведений в реестр об историко- культурных музеях –заповедниках и расположенных в их границах объектах культурного наследия.

Авторы законопроекта считают, что его принятие будет способствовать повышению эффективности государственной охраны территорий музеев- заповедников.

Возврат к списку