ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

В ЗАЩИТУ РЯДОВЫХ МИНОРИТАРИЕВ, ПРОТИВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ

10.10.2019

Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов вместе с группой депутатов Госдумы выступил с законодательной инициативой внести изменения в статью 23.5 федерального закона «О банках и банковской деятельности».


Действующая статья 75 федерального закона «Об акционерных обществах» дает право миноритарным акционерам – владельцам голосующих акций публичного акционерного общества требовать у общества выкупа всех или части принадлежащих им акций по цене не ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за 6 месяцев, если они не согласны с некоторыми действиями мажоритарных акционеров, в том числе в случае принятия решения о реорганизации общества.

При этом принятие данного решения не обусловлено размером пакета акций, принадлежащего такому акционеру, условиями (в том числе экономическими) реорганизации общества, субъектным составом реорганизуемого общества, а также возможными последствиями такой реорганизации.

В отличие от ранее существовавшего порядка ценообразования, когда выкуп акций обществом осуществлялся по цене, определенной оценщиком (но не ниже текущей рыночной стоимости), установленный в настоящее время порядок стимулирует миноритарных акционеров с заметным пакетом акций (более одного процента от числа голосующих акций) предъявлять такие пакеты к выкупу даже в условиях, когда решения, принимаемые общим собранием акционеров, не повлияют на развитие общества и не ухудшат положение акционеров данного общества.

Портфельным инвесторам выгодно требовать у общества выкупа их акций при превышении цены выкупа над текущей рыночной ценой, а также при необходимости быстрой реализации значительного пакета без угрозы снижения цены на акции при попытке реализации крупного пакета акций.

Для кредитных организаций и банковской системы в целом риск спекулятивного предъявления акций к выкупу крупными миноритариями может привести к существенным негативным последствиям. Таким образом, крупные миноритарии по сути злоупотребляют правом и делают подобные злоупотребления бизнесом. Кроме того, действующая норма федерального закона «Об акционерных обществах» об определении публичным обществом цены выкупа акций по требованию миноритарных акционеров ставит в заведомо неравное положение рядового миноритария кредитной организации - ПАО и профессионального портфельного инвестора.

Очевидно, что процедура предъявления к выкупу пакета мелкого миноритарного акционера из нескольких акций бессмысленна для их владельца из-за отсутствия ощутимой материальной выгоды, а также сложности и длительности - такому акционеру удобнее продать акции на бирже.

Кроме того, снижение собственных средств (капитала) кредитной организации из-за существенных выплат портфельным инвесторам, превышающим справедливую текущую рыночную цену, может привести к ограничению возможности роста, невыполнению бизнес-планов и недостаточностой ликвидности такой кредитной организации, источником уменьшения дефицита которой может стать не распределение чистой прибыли в виде дивидендов.

Предлагается внести изменения в статью 23.5 федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусмотрев особый порядок применения пункта 3 статьи 75 Федерального закона «Об акционерных обществах» при реорганизации кредитной организации, являющейся ПАО, в форме присоединения к ней её дочернего хозяйственного общества, в том числе другой кредитной организации, если доля присоединяющей кредитной организации в уставном капитале ее дочернего хозяйственного общества составляет не менее 95 процентов, а величина активов такого дочернего хозяйственного общества составляет менее 5 процентов активов присоединяющей кредитной организации.

Также дополнительными условиями предлагается установить в законопроекте следующие ограничения: наличие контроля присоединяющей кредитной организации в отношении дочернего хозяйственного общества в течение не менее года; установление ограничения на сумму активов присоединяемых дочерних хозяйственных обществ по отношению к стоимости активов присоединяемой кредитной организации. При этом предлагаемый порядок не ограничивает право миноритарных акционеров требовать выкуп обществом всех или части принадлежащих им акций, но исключает интерес крупных миноритариев к спекуляции акциями присоединяющей кредитной организации.

Возврат к списку