ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ VII СОЗЫВА
избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Региональная группа № 20 (Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область). Первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия»

ДЛЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ РАСШИРИЛИ ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

10.10.2019

На рассмотрении нижней палаты парламента находится законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Среди авторов законопроекта – первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту Валерий Иванов.


Проект федерального закона уточняет механизмы реализации правоотношения по управлению залогом и правоотношения синдицированного кредитования. Сегодняшнее законодательство не предусматривает наличие договорных конструкций, отвечающих запросу на правовое оформление отношений так называемого фондированного субучастия.

Заключение подобного рода соглашений по российскому праву в качестве непоименованных сопряжено с риском их квалификации судами как договоров займа, договоров комиссии или иных договоров, положения о которых зафиксированы в части 2 Гражданского кодекса РФ . Между тем «фондированное субучастие» - особая модель правоотношения, подразумевающая распределение между его сторонами не только рисков неполучения прибыли, но и рисков невозврата вложений. При наличии таких рисков ни одна из сторон по общему правилу не может рассчитывать на получение от другой стороны процентов или комиссионного вознаграждения. Потребностям рынка отвечает такая правовая конструкция, применение которой позволит сторонам соглашения, действуя на свой страх и риск в надежде получить доход от финансирования заемщика, распределить также риски невозврата заемщиком средств, полученных им по договору синдицированного кредита (займа). Другая группа поправок в отдельные федеральные законы, включенных в законопроект, связана с необходимостью уточнения порядка совершения действий кредитным управляющим по договору синдицированного кредита (займа) в деле о банкротстве должника.

Законопроект предусматривает концепцию единого требования кредитного управляющего в банкротстве, в силу которой все требования участников синдиката кредиторов о возврате полученных заемщиком денежных средств, об уплате процентов за пользование денежными средствами и иных платежей, за вычетом требований, осуществляемых одним или несколькими участниками синдиката кредиторов самостоятельно в специальном предусмотренном законом порядке, признаются указанным единым требованием участников синдиката.

В целях реализации и защиты единого требования кредитный управляющий по договору синдицированного кредита (займа) признается конкурсным кредитором и совершает предусмотренные федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации прав конкурсного кредитора действия от своего имени и в интересах всех участников синдиката кредиторов, за исключением тех участников синдиката, которые приняли решение о самостоятельном участии в деле о банкротстве. Кредитный управляющий будет осуществлять указанные полномочия конкурсного кредитора в том числе в случаях, когда полномочия по управлению залогом возложены на другое лицо в соответствии с заключенным между кредиторами договором об управлении залогом.

Если иное не предусмотрено договором синдицированного кредита (займа), любой участник синдиката кредиторов будет вправе обратиться к иным участникам синдиката с предложением рассмотреть вопрос о подаче в арбитражный суд заявления о признании заемщика или иного обязанного лица по обязательствам, возникшим из этого договора, банкротом, направив соответствующее уведомление кредитному управляющему, который будет обязан уведомить об этом остальных участников синдиката и предложить участникам синдиката кредиторов рассмотреть вопрос о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Кредитный управляющий вправе также по своей инициативе предложить остальным участникам синдиката кредиторов рассмотреть указанный вопрос.

Если иное не предусмотрено договором синдицированного кредита (займа), решение участников синдиката кредиторов о подаче заявления о признании должника банкротом принимается большинством голосов участников синдиката кредиторов.

Законопроект также устанавливает, каким образом один или несколько участников синдиката кредиторов смогут выделить свое требование из состава единого требования, осуществляемого в деле о банкротстве кредитным управляющим, чтобы осуществлять такое отдельное требование самостоятельно. Допускается также, что договором синдицированного кредита (займа) может быть предусмотрено, что один или несколько участников синдиката кредиторов, за исключением кредитного управляющего, вправе самостоятельно обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и участвовать в деле о банкротстве должника. Принятие законопроекта позволит расширить правовой инструментарий, используемый российскими участниками рынка кредитования, что в числе прочего будет способствовать повышению привлекательности российской юрисдикции.

Возврат к списку